Методические рекомендации
АВТОРУ- РАЗРАБОТЧИКУ
ТИПОВОЙ УЧЕБНО-ПРОГРАММНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
1. Кодировочная таблица специальностей
филиала БНТУ
«Солигорский государственный горно-химический колледж»
в соответствии с ОКРБ 011 – 2009
Уровень профессионально-технического образования
Код |
Наименование специальности |
Квалификация |
3-36 10 51 |
Эксплуатация горнодобывающих и горноперерабатывающих машин и оборудования |
3-36 10 51-51 |
3-36 03 53 |
Техническая эксплуатация электрооборудования машин и механизмов |
3-36 03 53-54 |
Уровень среднего специального образования
Код |
Наименование специальности |
Квалификация специалиста |
2-36 10 01 |
Горные машины и оборудование |
Техник-электромеханик |
2-51 02 01 |
Разработка месторождений полезных ископаемых |
Техник-технолог горный |
2-48 01 34 |
Обогащение полезных ископаемых |
Техник-технолог |
2-43 01 03 |
Электроснабжение |
Техник-электрик |
2-94 01 01 |
Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций |
Техник по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций |
2-36 07 01 |
Машины и аппараты химических производств и предприятий строительных материалов |
Техник-механик |
2. Примеры формулировок целей и результатов обучения по уровням усвоения учебного материала
Характеристика деятельности учащегося |
Цель обучения |
Результат обучения |
I уровень ПРЕДСТАВЛЕНИЕ |
||
Узнавание, припоминание, общее представление, различение, ориентация… |
Сформировать (дать) представление… |
Высказывает общее суждение, называет (используя очевидные признаки), ориентируется (в наиболее общих вопросах, в общих чертах), различает (по очевидным признакам), распознает (по очевидным признакам), руководствуется… |
II уровень ПОНИМАНИЕ |
||
Осознание, осмысление, установление причинно-следственных связей, преобразование (трансформация) материала (например, из словесной формы – в математическую), интерпретация знаний (истолкование, раскрытие, объяснение смысла)… |
Сформировать знания… |
Анализирует, аргументирует, включает, выводит, выявляет, группирует, доказывает.дополняет, заключает (делает заключение), излагает, квалифицирует, классифицирует, комментирует, конкретизирует, констатирует, обобщает, обосновывает, объясняет, оперирует, описывает, определяет, отбирает, оценивает (дает оценку), раскрывает, распределяет, соотносит, сравнивает, трактует, устанавливает, формулирует, характеризует… |
III уровень ПРИМЕНЕНИЕ |
||
Деятельность в знакомой ситуации: по образцу, алгоритму, с подсказкой, по памяти… |
Сформировать умения… |
Апробирует, внедряет, выполняет, демонстрирует, закрепляет, извлекает, изменяет, измеряет, имитирует, использует, испытывает, налаживает, обеспечивает, организует, оформляет, планирует, проверяет, производит, разрабатывает, рассчитывает, расшифровывает, регулирует, решает, собирает, соединяет, составляет, управляет, устраняет, формирует, читает, эксплуатирует… |
IV уровень ТВОРЧЕСТВО (перенос) |
||
Деятельность в новых условиях, перенос знаний и умений в новую ситуацию, видение новой проблемы в традиционной ситуации, видение структуры объекта, видение новой функции объекта в отличие от традиционной, учет альтернатив при решении проблемы, комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности при решении новой проблемы… |
Научить применять знания и умения в… условиях… |
Видоизменяет, выделяет, импровизирует, интегрирует, интерпретирует, комбинирует, конструирует, корректирует, моделирует, модернизирует, модифицирует, обновляет, переносит, перестраивает, преобразовывает, прогнозирует, проектирует, систематизирует, совершенствует, типизирует… |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Десятибалльная шкала и показатели
оценки результатов учебной деятельности обучающихся в учреждениях,
обеспечивающих получение среднего специального образования
(профессиональный компонент, практика)
Отметка в баллах |
Показатели оценки |
1 |
Узнавание отдельных объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде (факторов, терминов и т. д.). |
2 |
Различение объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде; осуществление соответственных практических действий. |
3 |
Воспроизведение части программного материала по памяти (фрагментарныйпересказ и перечисление объектов изучения); осуществление умственных и практических действий по образцу. |
4 |
Воспроизведение большей части программы учебного материала (описание объектов изучения с элементами объяснения, раскрывающими структурные связи и отношения); применение знаний в знакомой ситуации по образцу; наличие единичных существенных ошибок |
5 |
Осознанное воспроизведение большей части программного ученого материала (описаниеобъектов изучения с объяснением структурных связей и отношений); применение знаний в знакомой ситуации по образцу; наличие несущественных ошибок |
6 |
Полное знание и осознанное воспроизведение всего программного учебного материала; владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (описание и объяснениеобъектов изучения, выявление и обоснование закономерных связей,приведение заданий по образцу, на основе предписаний); наличие несущественных ошибок |
7 |
Полное, прочное знание и воспроизведение программного учебного материала; владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение объектов изучения, раскрытие сущности, обоснование и доказательство, формулирование выводов, недостаточно самостоятельное выполнение заданий); наличие единичных несущественных ошибок |
8 |
Полное, прочное, глубокое знание и воспроизведение программного учебного материала; оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение объектов изучения, раскрытие сущности,обоснование и доказательство, подтверждение аргументами и фактами,формулирование выводов, самостоятельное выполнение заданий); наличие единичных несущественных ошибок |
9 |
Полное, прочное, глубокое, системное знание программного учебного материала; оперирование программным учебным материалом в частично измененной ситуации (применение учебного материала, как на основе известных правил, предписаний, так и поиск нового знания, способы решения учебных задач,выдвижение предположений и гипотез, наличие действий и операций творческого характера длявыполнения заданий). |
10 |
Свободное оперирование программным учебным материалом; применение знаний и умений в незнакомой ситуации (самостоятельные действия по описанию, объяснению объектов изучения, формулированию правил, демонстрация рациональных способов решения задач, выполнение творческих работ и заданий). |
Примечание: при отсутствии результатов учебной деятельности обучающихся в учреждении среднего специального образования выставляется
«0» (ноль) баллов
4. К типовой учебной программе дисциплины
Примерный объем программы рассчитывается в страницах или авторских листах.
1 авторский лист – примерно 24 страницы
Типовая учебная программа единая для всех форм обучения и имеет следующую структуру:
Титульный листсодержит гриф утверждения, название типовой учебной программы, наименование специальности и (или) специализации или группы родственных специальностей, для которых разработана данная программа.
Оборот титульного листавключает сведения (фамилию, имя, отчество, название должности, место работы) об авторе, рецензентах программы, ответственном за выпуск типовой учебной программы.
В пояснительной записке формулируются конкретные цели и задачи изучения дисциплины, определяются ее роль и значение в подготовке специалиста, указываются межпредметные связи, требования к компетентности специалистов в соответствии с требованиями образовательного стандарта специальности в областях знаний по трем уровням усвоения: представление, понимание, применение, приводятся при необходимости, краткие рекомендации по организации изучения отдельных разделов и тем, проведению обязательных контрольных работ, лабораторных и практических занятий.
В примерном тематическом плане приводятся названия разделов и тем, указывается в соответствии с типовым учебным планом специальности количество учебных часов на теоретические, лабораторные, практические занятия, обязательные контрольные работы и курсовое проектирование. В тематическом плане определяется место лабораторных и практических работ. Разделы нумеруются одной арабской цифрой, а темы – двумя цифрами: первая – номер раздела, вторая – порядковый номер темы (1.1, 1.2. и т.д.)
Содержание программы оформляется в табличной формы (табл. 4)
Таблица 4
Цели изучения темы |
Содержание темы |
Результат |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По каждой теме формулируется цели ее изучения, содержание и результат с учетом требований образовательного стандарта специальности и уровня усвоения содержания учебного материала. Цели изучения темы и прогнозируемые результаты должны быть скоординированы между собой.
Помощь в постановке целей и прогнозируемых результатов их достижения могут оказать методические рекомендации – Разработка средств контроля учебной деятельности: методические рекомендации / Э.М. Калицкий, М.В. Ильин, Н.Н. Сикорская. – Издание 2-ое, стереотип. – Мн.: РИПО, 2006 (прил. 1, 2).
Номера, названия разделов и тем должны быть такие же, как в примерном тематическом плане. Содержание учебного материала должно отражать современный уровень развития соответствующей области знаний, перспективы развития конкретного производства, техники и технологий. В каждой теме формулируются вопросы, которые подлежат изучению, конкретизируются общие признаки классификации объектов изучения, их характеристики, свойства и др.
Тематика и содержание практических и лабораторных работ направлена на формирование у учащихся интеллектуальных и практических умений. Лабораторные и практические работы в программе планируется после соответствующих тем или разделов. Нумерация лабораторных и практических работ должна быть сквозная.
Примерные критерии оценки результатов учебной деятельности учащихся по дисциплине разрабатываются на основе десятибалльной шкалы и показателей оценки результатов учебной деятельности обучающихся в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального образования (прил. 3.).
В примерном перечне оснащения учебного кабинета (лаборатории) приводится наименование оборудования, технических средств обучения, дидактических материалов и иных средств обучения, необходимых для обеспечения образовательного процесса.
Обязательные контрольные работы планируются после изучения отдельных тем или разделов и указываются в содержании программы.
Раздел «Курсовое проектирование» содержит:
цели и задачи выполнения курсового проекта (работы) с учетом формируемых профессиональных умений;
примерную тематику курсовых проектов (работ);
краткие рекомендации по выполнению и оформлению курсового проекта (работы).
В разделе «Литература» приводится основная и дополнительная учебная, научная и справочная литература, нормативно-технические документы.
Список литературы оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1 – 2003. (ТНПА) Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления.
Основные требования к оформлению рукописи
Подготовка и оформление рукописи программы для издания проводится в соответствии с ГОСТ 7.1 – 77. Оригиналы текстовые, авторские и издательские.
Рукопись печатается на компьютере на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210х297) через полтора интервала с полями: 10 мм – правое; 30 мм – верхнее; 35 мм – нижнее и левое, шрифт TimesNewRoman (TimesNewRomanCyr), размер шрифта 14 пт. Выравнивается текст по ширине таблицы с переносом слов.
Шрифт TimesNewRoman
Размер шрифта 14
Выравнивание по ширине
Первая строка отступ 1,5 см
Междустрочный интервал: 1,5
Параметры страницы справа 1 см, сверху 3 см, снизу и слева 3,5 см.
Страницы рукописи нумеруются арабскими цифрами внизу страницы, титул и обратная сторона титула не нумеруются.
Все единицы физических величин, встречающиеся в рукописи, выражаются в Международной системе единиц (СИ) ГОСТ 8.417 – 81. «ГСИ. Единицы физических величин».
Соблюдается единая терминология и используются только термины, закрепленные государственными стандартами. Замена русских (или белорусских, если рукопись на белорусском языке) общепринятых терминов на иностранные нежелательна. Аббревиатуры необходимо расшифровать при первом их упоминании в тексте. Не допускается использование аббревиатуры «ГОСТ» без указания его номера.
Названия фирм, предприятий, марок или моделей изделий и т.п. в тексте приводится в оригинальном написании без сокращений.
Порядок представления рукописи
Рукопись типовой учебной программы обсуждается на заседании соответствующей цикловой комиссии (кафедры).
Выписка из протокола заседания цикловой комиссии (кафедры) должна быть представлена вместе с рукописью программы.
В Республиканский институт профессионального образования (управление методического обеспечения среднего специального образования) рукопись представляется в двух экземплярах на бумажном носителе, а также в электронном виде на дискете или CD.
УМО ССО организует рецензирование программы в установленном порядке.
В случае, если рецензии содержат замечания, автор дорабатывает рукопись в соответствии с ними и представляет ее вместе с авторской справкой в УМО ССО.
Авторская справка составляется в произвольной форме на каждую рецензию отдельно. В ней автор дает подробные, обоснованные объяснения по всем позициям рецензий.
Например:
Авторская справка подписывается автором с указанием даты ее составления и представляется вместе с рукописью программы.
После доработки рукопись типовой учебной программы обсуждается на заседании бюро РМО педагогических работников, в экспертном совете РИПО, редактируется, утверждается Министерством образования Республики Беларусь.
Перечень типовых учебных программ,
изданных с грифом Министерства образования Республики Беларусь.
Разработчики (рецензенты) – преподаватели филиала БНТУ
«Солигорский государственный горно-химический колледж»
на 01.09.2022
№ |
Дисциплина |
Автор/ рецензент |
Год издания |
Специальность 2-51 02 01«Разработка месторождений полезных ископаемых» (по направлениям) |
|||
Буровзрывные работы |
Соколов Н.Д. |
2001 |
|
Горные работы |
Соколов Н.Д. |
2002 |
|
Рудничная вентиляция |
Соколов Н.Д. |
2011 |
|
Разработка рудных и нерудных месторождений полезных ископаемых |
Новикова В.П. |
2013 |
|
Рудничный транспорт |
Юрочко Г.И. |
2013 |
|
Шахтные стационарные установки |
Зезюлина М.И. |
2013 |
|
Проведение горных выработок |
Новикова В.П. |
2013 |
|
Основы геологии |
Юрочко Г.И. |
2014 |
|
Охрана труда |
Грабина О.И. |
2014 |
|
Горные машины и комплексы |
Новикова В.П. |
2014 |
|
Основы автоматизации горного производства |
Зяблова Н.П. |
2014 |
|
Буровзрывные работы |
Грабина О.И. |
2014 |
|
Разработка месторождений калийных солей |
Пранчук В.М. |
2014 |
|
Учебная и производственная практика |
Андросович С.А. |
2014 |
|
Основы геодезии и маркшейдерского дела |
Дунаева Л.С. |
март 2015 |
|
Специальность 2-48 01 34 «Обогащение полезных ископаемых» |
|||
Геология и основы горного дела |
Песков С.В. |
2000 |
|
Водовоздушное хозяйство обогатительных фабрик |
Синяк П.К. |
2002 |
|
Технология обогащения полезных ископаемых |
Волошина Р.И. |
2002 |
|
Технология обогащения полезных ископаемых |
Шкляр В.Ф. |
2011 |
|
Процессы и аппараты химических производств |
Волошина Р.И. |
2000 |
|
Транспортные устройства |
Шкляр В.Ф. |
2002 |
|
Электрооборудование обогатительных фабрик |
Андросович С.А. |
2014 |
|
8. |
Переработка сильвинитовых руд |
Шкляр В.Ф. |
март 2015 |
9. |
Учебная и производственная практика |
Андросович С.А. |
2017 |
10. |
Процессы и аппараты химических производств |
Илюкович Н.М. |
2021 |
Специальность 2 – 94 01 01«Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций» |
|||
Основы теплофизики |
Метлушко А.Ф. |
2002 |
|
Начальная военная подготовка |
Галич В.И. |
2000 |
|
Специальная химия и теория горения |
Говоренко Г.В. |
2001 |
|
Автоматика защиты и связь |
Бакунович Д.Н. |
2003 |
|
Профилактика чрезвычайных ситуаций |
Еронько Н.В. |
2003 |
|
Тактика спасательных работ и ликвидация чрезвычайных ситуаций |
Бородко Н.Н. |
2003 |
|
Организация деятельности органов и подразделений по ЧС |
Бакунович Д.Н. |
2004 |
|
Аварийно-спасательная подготовка |
Басалыга Д.В. |
2011 |
|
9. |
Организация деятельности органов и подразделений по ЧС |
Бакунович Д.Н. |
2012 |
10. |
Тактика аварийно- спасательных работ и ликвидация чрезвычайных ситуаций |
Бородко Н.Н. |
2014 |
11. |
Пожарная аварийно-спасательная техника и оборудование |
/Черницкий В.Г. |
август 2015 |
12. |
Безопасность технологических процессов |
Еронько Н.В. |
2016 |
13. |
Безопасность объектов, зданий и сооружений |
Еронько Н.В. |
2017 |
14. |
Пожарная автоматика и связь |
Бакунович Д.Н. |
2017 |
15. |
Процессы горения |
Говоренко Г.В. |
2018 |
16. |
Материаловедение |
/ Еронько Н. В. |
2019 |
17. |
Инженерная графика |
Тимофеева Д.С. |
2019 |
18. |
Основы теплофизики |
Цыбулько С.Н. |
2019 |
19. |
Электротехника и безопасность электроустановок |
/ Хитрушко Г.П. |
2020 |
20. |
Специальное водоснабжение |
/ Черницкий В.Г. |
2020 |
Специальность 2-36 10 01«Горные машины и оборудование» (по направлениям) |
|||
Очистные проходческие комплексы для разработки калийных солей |
Шарко Н.В. |
2001 |
|
Охрана труда |
Шарко Н.В. |
2002 |
|
Горное дело |
Соколов Н.Д. |
2002 |
|
Горные машины и комплексы |
Шарко Н.В. |
2002 |
|
Микропроцессорная техника |
Рогожник А.Н. |
2004 |
|
Горное дело |
Дунаева Л.С., Соколов Н.Д. |
2012 |
|
Рудничный транспорт |
Юрочко Г.И. |
2013 |
|
Шахтные стационарные установки |
Зезюлина М.И. |
2013 |
|
Горные машины и комплексы |
Новикова В.П. |
2014 |
|
Автоматизация горного производства |
Зяблова Н.П. |
2014 |
|
Монтаж и ремонт горного оборудования |
Демина Л.В. |
2014 |
|
Охрана труда |
Грабина О.И. |
2014 |
|
Привод рудничных машин |
/Новикова В.П. |
2014 |
|
Учебная и производственная практика |
Андросович С.А. |
2014 |
|
15. |
Основы автоматики |
Зяблова Н.П. |
2019 |
Специальность 2-43 01 03 «Электроснабжение» (по отраслям) |
|||
1. |
Электрическое освещение |
Ньорба Д.Н. |
2013 |
|
|||
Общепрофессиональный цикл учебных планов специальностей |
|||
1. |
Иностранный язык (профессиональная лексика) |
Вылегжанина С.В. |
2014 |
2. |
Информационные технологии |
Каменюка И.А. |
2014 |
3. |
Материаловедение и технология материалов |
/Михайлова Н.В. |
2014 |
4. |
Электротехника |
/Петрович С.Н. |
2014 |
Специальность 3-36 10 51 «Эксплуатация горнодобывающих и горноперерабатывающих машин и оборудования » |
|||
1. |
Производственное обучение |
Шарко В.В. |
2017 |
2. |
Специальная технология |
Шарко В.В. |
2017 |
3. |
Охрана труда |
Шарко В.В. |
2017 |
4. |
Основы горного дела |
Шарко В.В. |
2017 |
5. |
Рудничная автоматика |
Зяблова Н.П. |
2017 |
6. |
Горная электротехника |
Калацкий В.П. |
2017 |
7. |
Производственное обучение |
Шарко В.В. |
2018 |
8. |
Специальная технология |
Шарко В.В. |
2018 |
9. |
Охрана труда |
Шарко В.В. |
2018 |
10. |
Основы горного дела |
Шарко В.В. |
2018 |
11. |
Рудничная автоматика |
Зяблова Н.П. |
2018 |
12. |
Горная электротехника |
Калацкий В.П. |
2018 |
13. |
Прикладная информатика |
Садовский И.И. |
2018 |
14. |
Белорусский язык (профессиональная лексика) |
Смирдова Н.В. |
2018 |
15. |
Основы экономики |
Муха Т.В. |
2018 |
16. |
Психология и этика деловых отношений |
Дергачева О.Г. |
2018 |
17 |
Электроматериаловедение |
Зайцева Г.А. |
2018 |
18. |
Черчение |
Тимофеева Д.С. |
2018 |